Как Московская церковь спасает себя в Украине. Десять приемов

  Фото: Станислав Груздев, Главком

Пропаганда, запугивание, манипуляции с названием, «православная титушня» … Способов повлиять на приходи, изъявивших желание перейти в поместную церковь, немало.

Вечером 22 января возле Свято-Покровской церкви в селе Ярославка Саратского района Одесской области собирались люди. В День воссоединения местные верующие планировали принять важное для села решение — перейти со своим приходом в поместную церковь. Но не тут-то было …

После эмоционального обсуждения вопроса толпад, собравшаяся у церкви, проголосовала против выхода из Московского патриархата. Местные поборники Украинской церкви оказались не готовы к такому развитию событий. Теперь они жалуются, что голосовала на собрании не местная община, а люди, специально завезенные из других районов Одесской области. Сельский голова не отрицает этого факта, но он никоим образом не вмешался в процесс.

Эта история типична для Украины. Церковь Московского патриархата не собирается уступать ни территории, ни имущества. В ход идут различные приемы, и цель оправдывает средства. Москва любой ценой пытается сохранить за собой храмы, оставить влияние на верующих и территорию.

В тему: На Волині тітушки разом з прибічники УПЦ МП заблокували сільраду

В то же время, по информации Религиозной информационной службы, уже почти полторы сотни приходов Московского патриархата таки перешли к Православной церкви Украины. Эти переходы тоже не всегда происходили спокойно, часто сопровождались запугиванием, давлением на священника, который решился поддержать желание общины, или на верующих, которые не нашли поддержки служителей УПЦ МП.

Способов повлиять на приходы, изъявившие желание перейти в поместную церковь, немало. «Главком» собрал главные из них, и пришел к выводу: переход в Украинскую церковь в большинстве случаев зависит от того, какую позицию по этому вопросу занимает местная власть. Она очень часто выступает модератором этого процесса.

1. Голосование фейковых прихожан

Церковь Московского патриархата часто сама организует собрание религиозных общин, опережая развитие событий. Но одновременно настоятели храмов прибегают к хитрости. Они бросают клич только доверенным церковным активистам и отдельным «надежным» верующим. Очень часто на такие собрания попадают люди из других населенных пунктов, которых раньше никогда не видели в этой церкви. Однако все они на камеру называют себя местными прихожанами, которые хоть и живут в другом селе, но посещают именно этот храм. Эту технологию можно назвать «задавить массой». В момент голосования все свезенные люди поднимают руки только за выгодные для местной епархии УПЦ МП решение. Именно так и произошло в Ярославке в Одесской области.

Представители Московской церкви во главе с архиепископом Варсонофием пикетировали суд в Виннице, 30 января 2019 (фото: vinbazar.com)

2. Тяжелая артиллерия. Поповский десант

На собрание общин, которые решили перейти в единую церковь, Московский патриархат часто отправляет целые отряды священнослужителей. Эту технологию можно окрестить как «давление авторитетом». Люди в рясах убеждают мирян в том, что их решение ошибочное, что они идут в раскол, а Православная церковь Украины вообще не существует. Этот аргумент подкрепляют данными Реестра Минюста. Надо признать, что ведомство действительно закончило процедуру регистрации новой церкви только в последние дни января. Поэтому сейчас этот козырь выбит из рук представителей УПЦ МП.

Во время собрания религиозной общины в Ярославке к местной церкви также приехали не менее десяти священников из разных районов Одесской области. Собрание состоялось во главе с епископом Южненским, викарием Одесской епархии церкви Московского патриархата Диодором (Васильчуком).

23 января с десяток священников Московской церкви заявились и на собрание религиозной общины в селе Писаревка, чтобы помешать проукраински настроенным верующим принять решение о переходе в Поместную церковь.

В конце декабря массовка из священников церкви Московского патриархата пыталась помешать прихожанам села Красноволя Маневицкого района, пишет издание «ВолиньPost». Несмотря на то, что 90% прихожан пожелали перейти, священники заявили о намерении судиться, считая желание религиозной общины незаконным.

3. Местная власть, ты за кого?

Московский патриархат очень часто обвиняет украинские власти во вмешательстве в церковные дела, но сам всячески пользуется содействием приверженных к себе представителей местного самоуправления. В Ярославке, что в Одесской области, модератором скандального собрания религиозной общины выступил сельский голова Юрий Христюк. Об этом всей стране стало известно благодаря видео, которое сразу же распространила Одесская епархия церкви Московского патриархата. Сельский голова сначала даже признал, что среди собравшихся у церкви собралось много приезжих, но потом согласился, чтобы эти люди голосовали и определяли судьбу местного прихода. Теперь Христюк говорит, мол «они — наши прихожане», и он их знает в лицо. В комментарии «Главкому» глава села признает, что десятки неместных людей участвовали в голосовании. Оппоненты Христюка указывают, что он «подыграл» церкви Московского патриархата и даже не скрывает этого; в частности об этом говорит житель Ярославки, начальник отдела образования Саратской райгосадминистрации Валентин Ходос.

4. Трюк с названием, или «Мы — не Российская церковь»

Во время собраний религиозных общин священники и епископы церкви Московского патриархата отмечают исключительную каноничность «Украинской православной церкви» во главе с ее предстоятелем Онуфрием. В то же время всячески отрицается привязка этой религиозной организации к Русской православной церкви. Прихожанам показывают копии учредительных документов, где в названии «Украинская православная церковь» и действительно нет слов «Москва» или «Россия». Подобным образом действовал, например, настоятель храма в с. Острівці на Ивано-Франковщине, избегая упоминания о Московском патриархате.

Тем же, кто решится возразить и указать на конкретные пункты устава УПЦ, где мелкими буквами таки указано, что церковь таки принадлежит к РПЦ, ответствуют замысловато: мол, духовенство УПЦ МП говорит лишь о «молитвенном единении с Русской церковью».

Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, 30 мая 2014 (фото: hilarion.ru)

Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, 30 мая 2014 (фото: hilarion.ru)

Верующим, которые общаются с представителями УПЦ МП, следует знать, что «единение» это является не только молитвенным, но и вполне практичным. В пункте 4 Устава «УПЦ» говорится о том, что эта церковь «в своем управлении руководствуется постановлениями Архиерейского собора Русской Православной Церкви от 25-27 октября 1990 г.», а пункт 5 Устава сообщает, что так называемая «УПЦ» «является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви».

О прямой подчиненности так называемой УПЦ Русской церкви говорится и в Уставе самой РПЦ. «В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года „Об Украинской Православной Церкви“, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом УПЦ, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси», говорит пункт 3 статьи 10 этого документа. Предстоятель «УПЦ» избирается епископатом «УПЦ» и благословляется патриархом Русской церкви. Кроме того, пункт 6 устава отмечает, что «Имя предстоятеля („УПЦ“) поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси».

Именно эту информацию прихожанам не доносят. «Я тот устав не читал („УПЦ“), я читал устав нашей церкви (в селе Ярославка)», — признался в разговоре с «Главкомом» сельский голова Юрий Христюк. В то же время Министерство юстиции 31 января зарегистрировало новую поместную церковь — «Киевская митрополия Украинской православной церкви (православной церкви Украины)» или «Киевская митрополия УПЦ (ПЦУ)», что вызвало возмущение со стороны церкви Московского патриархата в Украине, которая на многие годы монополизировала название «УПЦ». На своей странице в Facebook заместитель председателя отдела внешних связей этой церкви Николай Данилевич даже обвинил в рейдерстве поместную церковь из-за тождества названий с церковью, в которой он пребывает.

5. Мобилизация. Списки по вызову

Еще 12 октября 2017 года наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел обратился с письмом к президенту, премьер-министру и руководству силовых структур с просьбой не допустить провокаций на территории монастыря. Однако откуда у него информация о такой опасности, наместник не сообщил. Никакого нападения на лавру так и не произошло. Но информация о «захвате храмов» постоянно ширится Московской церковью и ее лоббистами-политиками.

В Ярославке тоже вспоминают, как батюшка нагнетал атмосферу перед собранием людей. «Перед собранием прихода людей пугали „Правым сектором“, мол, они вот-вот приедут и захватят Свято-Покровскую церковь. Но когда ничего не произошло, так никто и не ответил, а где же „Правый сектор“, который должен был приехать?», — рассказал «Главкому» Валентин Ходос.

Подобная ситуация не только в глубинке, но и в Киеве. Читатели «Главкома» свидетельствуют, что священники Московского патриархата активно проводят мобилизацию прихожан. Это происходит в основном во время воскресных служб. Протоиерей Нестор, настоятель храма Святого Праведного Иоанна, что на столичном Харьковском массиве, например, составляет список людей, которые готовы по первому вызову прибежать к церкви. «Если что, кто-то из моих помощников позвонит и скажет, что критическая ситуация. Чтобы потом не бегать и не искать людей, мы собираем их. — объяснял Нестор своим прихожанам 27 января после службы, зачем ему телефоны прихожан. — Потому что уже 100 храмов захватили». Правда, батюшка не уточняет, откуда у него информация о таком количестве захваченных храмов. Очевидно, «захваченными» он называет те церкви, где общины мирно вышли из Московского патриархата.

В тему: З’явилася інтерактивна карта переходів з російської УПЦ в ПЦУ

6. Давление церковного начальства

Чтобы настоятели храмов не пошли за общиной в новую церковь, Московский патриархат прибегает к давлению на священников. По информации духовенства, епархии организуют собрания, где раздают четкие установки, как не поддаваться инициативам прихожан о переходе. Кнутом в этом деле служит угроза отказа в праве служения. Последний пример такого наказания — решение самого предстоятеля церкви Московского патриархата в Украине Онуфрия. Он на днях запретил служить бывшему спикеру УПЦ МП протоиерею Георгию Коваленко, который поддержал создание поместной церкви.

Свидетельством давления является случай в селе Шишковцы, что на Буковине. В декабре прошлого года местная община решила перейти в поместную церковь. Однако настоятель храма отец Дмитрий отказался, он откровенно объяснил крестьянам, что местный епископ ему не позволяет. «Все село просит, чтобы я остался с людьми. Но я всем говорю, что я — человек подневольный, подчиняюсь руководящему архиерею. Что он уже скажет … Понимаете», — признал отец Дмитрий в комментарии Главкому. Правящим архиереем является очень близкий к митрополиту Онуфрию митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий. Поэтому удивляться тому, что он не дает «добро» на переход священника, не стоит. Похожая ситуация была и в селе Котюжаны Мурованокуриловецкого района Винницкой области. Там священник местной церкви тоже отказался переходить вслед за прихожанами в поместную церковь.

7. Гастроли «иностранных» проповедников

Церковь Московского патриархата прибегает и к вовсе экзотическим формам воздействия, приглашая прочитать лекции украинским верующим … «иностранных священников». Такой случай произошел на днях в Винницкой области. На видео, выложенном в интернете, человек в рясе, выдающий себя за священника из США и рассказывавший о «святой Руси», проговорился, что «у нас в России …, точнее Америке, продолжают молиться за вас украинцев». Стоит отметить, что священник говорил по-русски и об Америке подчеркнул дважды, чем рассмешил людей, присутствующих на собрании.

8. «Так не достанься же ты никому», или Вынесем все, что сможем

Наверное, таким принципом руководствовался настоятель церкви Александра Невского, священник церкви Московского патриархата в Виннице Виктор Парандюк. Узнав, что храм переходит к поместной церкви, батюшка снял купол. Свое решение он объяснил тем, что его «выселяют». Поскольку храм располагался на территории Винницкого высшего профессионального училища, Департамент полиции охраны разорвал договор с местной епархией церкви Московского патриархата о проведении служб в этом помещении. Причина — антиукраинская позиция священника Виктора Парандюка. Таким образом действуют и другие священники, которые не следуют за общиной. Из храмов выносят самое ценное. Верующие в большинстве случаев не вступают в конфликт.

9. Церковные «титушки»

Когда не удается остановить переход общин в Православную церковь пропагандой и давлением, Московский патриархат прибегает к силовым методам.

23 января этого года в селе Писаревка Винницкой области, священники так называемой «УПЦ» вместе с неизвестными для жителей села мужчинами сорвали в сельском клубе собрание местной религиозной общины вместе с сельским головой Дмитрием Науменко. «Батюшка, отец Сергий, для чего вы это делаете, вы у нас 25 лет …?», – выкрикивали из зала. На распространенном в сети видео прихожане, которые оказались в такой ситуации, обещают писать заявление в полицию.

Известны факты, когда церковные «титушки» били активистов, которые публично выступали против церкви Московского патриархата. Например, в январе 2018-го несколько мужчин в масках напали на людей, которые приняли участие в акции «принеси куклу» у храма Петра и Февронии в Запорожье. Активисты тогда протестовали против местного батюшки, который отказался отпевать малыша, крещеного в церкви Киевского патриархата.

В тему: До ПЦУ себе зараховує втричі більше православних, ніж до УПЦ МП

Свой «силовой блок» церкви Московского патриархата используют и в Киеве. 14 октября 2018 года полиция задержала около 100 молодчиков на территории Киево-Печерской лавры. В полиции задержание объяснили подготовкой провокаций на Покров и во время празднований в честь основания УПА. Впоследствии молодых людей отпустили.

Протестная акция сторонников Московской церкви в Виннице, 30 января 2019 года (фото: vinbazar.com)

10. Судебные войны

Чтобы сохранить контроль над храмами, Московский патриархат использует также технологию судебных исков. Как показывает практика, время от времени их удовлетворяют. В селе Старый Гвоздец Коломыйского района настоятель местной церкви обжаловал в суде переход общины в Православную церковь Украины. И суд принял сторону батюшки, узрев вмешательство государства в религиозные дела из-за того, что сельский председатель поставил печать сельсовета на протоколе церковных сборов, передает издание Kolomyia.today. В Ярославке Одесской области, напомним, глава села вел собрание местной общины. Но поскольку они полностью устроили Московскую церковь, то никакого вмешательства она не увидела и в судане пошла.

Михаил Глуховский, опубликовано в издании Главком

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *